Супериконоскоп ЛИ-7
Супериконоскоп
ЛИ-7
Разработчик | НИИ телевидения |
---|---|
Главный конструктор | М. А. Чистов |
Год разработки | 1951 г. |
Производитель | ОКБ рентгеновских приборов (Светлана) |
Начало производства | 1956 г. |
Супериконскоп «ЛИ-7» — передающая телевизионная трубка с накоплением заряда и переносом изображения на мишень типа «супериконскоп». Первая освоенная серийным производством в Советском Союзе трубка такого типа для применения в типовых телевизионных центрах. Устанавливалась в телевизионную камеру КТ-5. Главный конструктор — М. А. Чистов.
История разработки и применения
До разработки супериконоскопа ЛИ-7 студийные телевизионные камеры Советского Союза в качестве передающей трубки использовали различные опытные образцы трубок типа «иконоскоп» и серийные образцы иконоскопов ЛИ-1. Иконоскопы отличаются от более совершенных супериконоскопов куда более меньшей светочувствительностью, что создавало проблемы при проектировании телецентров — для работы камер на трубках такого типа требуется освещённость объекта в студии не менее 5000 - 8000 люкс. Для обеспечения работы телекинопроекторов с такими камерами использовалась электрическая дуга — это был единственный эффективный малогабартиный источник света, дававший настолько высокий уровень освещённости.
Для решения данной проблемы в 1949 году в лаборатории передающих трубок НИИ-380 (НИИ телевидения) под руководством М. А. Чистова была начата разработка студийного супериконскопа. Данный тип трубок не был новым для инженеров НИИ-380 — разработки супериконоскопов велись в СССР с 1933 (трубка Шмакова-Тимофеева, позднее идея создания супериконскопов развивалась в довоенных предшественниках НИИ телевидения - НИИ-8 и НИИ-9). Кроме того, в это же время в лаборатории велись две параллельных работы:
- Разработка передающей трубки, чувствительной к ИК-лучам с разрешающей способностью 1000 строк, в результате которой был создан супериконоскоп с серебряно-цезиевым фотокатодом и мишенью 10х12 см, отвечающего поставленным требованиям (главный конструктор Н. М. Дубинина).
- Работа по созданию малогабаритного супериконоскопа для применения в промышленных телевизионных установках, результатом которой стал супериконоскоп ЛИ-3. Данный супериконоскоп также применялся в опытной камере для Ленинградского телецентра, изготовленной в 1951 году.
Результатами же работ коллектива инженеров под руководством М. А. Чистова и стало создание к 1951 году супериконоскопа ЛИ-7, светочувствительность которого была в 6-10 раз выше, чем светочувствительность иконоскопов ЛИ-1. Разработка была признана успешной, и новейший супериконоскоп был внедрён в опытное производство непосредственно в самой лаборатории передающих трубок. Это позволило существенно упростить светотехническое оборудование телецентров. Позднее, после середины 50-х гг., производство ЛИ-7 было перенесено на Ленинградское ОКБ рентгеновских приборов, которое являлось частью производственного объединения «Светлана».
На основе супериконоскопа ЛИ-7 был создан опытный комплект камер для Киевского телецентра (1951 г.), а также разработана серийная студийная телевизионная камера КТ-5 (1951 г.), которая применялась в составе типовых телевизионных центров проектов ТЦ-5 и ТЦ-8. ЛИ-7 выпускался серийно по меньшей мере до 1965 года.
Устройство и технические характеристики
В предшественниках супериконоскопа, трубках типа «иконоскоп» накопление заряда производится бомбардированием фотоэлектронами напрямую из электронной пушки светочувствительной мозаики (мишени). В супериконоскопе же мозаика заменена на систему разделённых в пространстве сплошного фотокатода и сплошной мишени. В таком случае, накопление заряда и образование потенциального рельефа на мишени происходит за счёт вторичной электронной эмиссии с неё при бомбардировке фотоэлектронами в процессе переноса электронного изображения. Такая конструкция по сравнению с иконоскопами обеспечивает куда более высокую (в 6-10 раз) светочувствительность.
Длина | 32 см |
---|---|
Максимальный диаметр | 14 см |
Тип фотокатода | Сурьмяно-цезиевый |
Тип мишени | Слюдяная |
Размер изображения на мишени | 18 мм x 24 мм |
Разрешающая способность в центре | 625 ТВЛ |
Минимальная освещённость на фотокатоде | 10 люкс |
Требуемый уровень освещённости снимаемого объекта | 400-1000 люкс |
Галерея
Фото
Файлы и источники
- Об отечественных разработках телевизионных электровакуумных приборов для вещательного и промышленного телевидения «Техника кино и телевидения» : журнал / И. А. Алексеев, Г. А. Морозов. — Москва : Искусство, 1959. — №12. — с. 1-11.
- Развитие технических средств студийного и внестудийного телевизионного вещания в СССР «Техника кино и телевидения» : журнал / И. А. Росселевич, Е. И. Фарбер, Р. С. Харчикян. — Москва : Искусство, 1977. — №10. — с. 49-61.
- Очерки истории телевидения / В. А. Урвалов. — Москва : Наука, 1990. — 217 с.
- ISBN: 5-02-000101-5
- УДК: 621.397
- Вклад Ленинградского ВНИИТ в создание передающих телевизионных трубок и становление электронного телевидения «Электросвязь» : журнал / Н. М. Дубинина. — Москва : 1999. — №5. — с. 39. [Копия с сайта computer-museum.ru]
- Отечественные ученые и специалисты – изобретатели и конструкторы телевизионных передающих трубок «Broadcasting» : журнал / Л. С. Лейтес. — Москва : Гротек, 2014. — №1. [Копия с сайта broadcasting.ru]
Внешние источники
- Супериконоскоп / Н. Д. Галинский // Струнино — Тихорецк. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 25).
Благодарности
Команда проекта «Видачество» выражает благодарность за возможность подготовить данную статью:
- Музею АО «НИИ телевидения» в лице Лыковой Е. М. за доступ к архивным материалам