Формат Ц
Формат «Ц»
Формат «Ц» (SMPTE Type C, EBU/C, 1-inch Type C) — профессиональный формат аналоговой наклонно-строчной видеозаписи, использующий в качестве носителя катушки с магнитной хром-диоксидной лентой шириной один дюйм (1", 25,4 мм). Базовый стандарт разработан совместно компаниями Ampex и Sony в 1975—1978 гг., и в 1978 году Общество инженеров кино и телевидения (ОИКиТ, SMPTE) приняло и стандартизировала формат видеозаписи как SMPTE Type C. В том же году был выпущен первый серийный видеомагнитофон, соответствующий стандарту — Ampex VPR-2, однако технически первым является Ampex VPR-1 1976 г.в., который тогда же начали модифицировать из типа «А» в «Ц». Формат был разработан на замену устаревшего Квадраплекс (Quadruplex), что был намного дороже и сложнее в использовании, а также, несмотря на вдвое большую ширину ленты (2", 50,8 мм) и значительно больший её перерасход (39,68 см/cек против 23,9 см/сек), давал худшее качество изображения. Формат «Ц» стал единым индустриальным стандартом, практически полностью заменив собой «Q»; провалившийся на рынке формат «A», разработанный компанией Ampex несколькими годами ранее; а так же формат «B», созданной силами Bosch Fernseh, и использовавшийся преимущественно в Европе. Видеомагнитофоны формата «Ц» оставались лидирующими на рынке вещательного видеооборудования до 90-х годов двадцатого века, когда рынок наводнили кассетные форматы, использующие компонентный или цифровой метод записи, такие как Betacam SP, S-VHS, Digital Betacam и другие.
Технические характеристики
Подробнее смотрите статьи: SMPTE Type C Helical-Scan Recording Format, ГОСТ 27505-87. Видеофонограмма на магнитной ленте 25,4 мм.
В сравнении с форматом «Квадраплекс», видеокомплексы формата «Ц» имели гораздо меньшие габариты и вес, куда более простые системы управления, а компонентная база при этом даже в сравнении с самыми последними моделями видеомагнитофонов формата «Q» (Ampex AVR-2, AVR-3) была намного надёжнее и проще в обслуживании. Помимо этого, за счёт использования метода наклонно-строчной записи и более совершенных цифровых корректоров временных искажений, формат «Ц» позволял записывать качественное изображение эфирного стандарта, был чрезвычайно устойчив к выпадениям и искажениям сигнала.
Наклонно-строчный вид записи также позволял манипулировать скоростью воспроизведения и получать чистые кадры во время паузы и перемоток, в отличие от Квадраплекса, где это было невозможно из-за сегментированного способа записи изображения.
Ниже представлена сравнительная таблица одних из лучших видеомагнитофонов своих форматов для системы цветности NTSC — Ampex AVR-2 (Квадраплекс) и Ampex VPR-6 (Формат «Ц»):
Ampex AVR-2 | Ampex VPR-6 | |
---|---|---|
Формат | Квадраплекс | Формат Ц |
Метод записи | Сегментированный линейный | Наклонно-строчный |
Полоса пропускания | до 4.85 мГц | до 5 мГц |
Габаритные размеры минимального комплекта | 1092 мм x 940 мм x 813 мм | 533 мм x 482 мм x 533 мм |
Вес минимального комплекта | 216 кг | 65 кг |
Габаритные размеры полного комплекта | 1657 мм x 940 мм x 813 мм | 1433 мм x 838 мм x 673 мм |
Вес полного комплекта | 290 кг | 247 кг |
Качество цветного композитного видеосигнала, которое могли записывать видеомагнитофоны формата «Ц», было сравнимо по качеству (а иногда и превосходило) кассетные видеомагнитофоны форматов Betacam и MII, записывавшие видеосигнал уже в компонентном (цветоразложение Y-Pb-Pr c применяемой CTDM компрессией), а не композитном виде. Также, благодаря высокой полосе пропускания, формат «Ц» позволял записывать цветной видеосигнал без переноса цветовой поднесущей, например, как это было осуществлено в кассетных форматах VHS и U-matic, что давало значительную разницу в качестве изображения — 350 и более телевизионных линий по цвету против 40 ТВЛ у бытовых и полупрофессиональных кассетных форматов.
В лентопротяжном механизме видеомагнитофонов используется так называемая «омега»-заправка: видеолента практически целиком оборачивается вокруг блока вращающихся головок. Благодаря тому, что в формате «Ц» для записи видимой части кадра используется одна активная видеоголовка (и опционально ещё одна для записи межкадрового интервала), видеомагнитофон записывает одно поле изображения за полный оборот барабана. Именно это позволяло использовать формат для станций компьютерной графики, создания покадровой анимации, а также получать чистый стоп-кадр (путём двойного считывания поля, либо полного кадра при помощи использования пьезокерамической головки) без дополнительных буферных устройств с большим объёмом памяти для хранения в ней полного изображения (как это было реализовано в формате «B»). Однако, использование всего одной видеоголовки и высокая скорость протяжки ленты означали, что видеодорожка на ленте получалась крайне длинной — около 412 мм. Такая особенность требовала использования цифрового TBC — корректора временных искажений с большим окном коррекции сигнала (десятки микросекунд) для получения пригодного для вывода в эфир цветного изображения.
Модели
Ampex
Sony
RCA
Hitachi
Marconi
NEC / 3M
Советский Союз
Литература
- The Development of National Standardization of the One-Inch Helical Video Tape Recording Systems A. E. Alden, SMPTE Journal, 1977
- SMPTE Type C Helical-Scan Recording Format SMPTE Journal, 1978
- A New Edit Room Using One-Inch Continuous-Field Helical VTRs William C. Nicholls, SMPTE Journal, 1978
- Videotape Program Production at CBS Studio Center William G. Connoly, SMPTE Journal, 1978
- Development and Design of the Ampex Auto Scan Tracking (AST) System R. A. Hathaway, Ray Ravizza, SMPTE Journal, 1980
- The Type-C Format — A Moving Target William F. Carpenter, SMPTE Journal, 1983
- A Second Generation Type-C One-Inch VTR Hiroshi Tanimura, Yoshio Fujiwara, Thomas E. Mehrens, SMPTE Journal, 1983
- Delta T: A New Dimension in Type-C Recording Yoshio Fujiwara, Hitoshi Sakamoto, Steven Sarafian, SMPTE Journal, 1984
- Super Motion System L. J. Thorpe, T. Nakamura, K. Ninomiya, SMPTE Journal, 1985
- ГОСТ 27505-87. Видеофонограмма на магнитной ленте 25,4 мм 1987