Малахит
Катушечный видеомагнитофон
Малахит
Производитель | ВННИТ / ПО «Радиотехника» |
---|---|
Начало производства | 1967 г. / 1973 г. г. |
Видеомагнитофон «Малахит» — первый серийный малогабаритный видеомагнитофон наклонно-строчного типа, созданный в СССР. Запись осуществляется одной вращающейся видеоголовкой. Разработан во ВНИИ Телевидения (г. Ленинград) в 1966—1967 гг., главный конструктор В. Б. Иванов. Под общим названием «Малахита» скрывается целый ряд ВМ различных модификаций, созданные в разные годы и в кооперации с другими предприятиями. В приведённой ниже табличке рассмотрены как исходная опытная модель, так и серийно выпускаемый рижским ПО «Радиотехника» модернизированный «Малахит-ЦТ», также именуемый как «Малахит».
На данный момент известно о существовании как минимум 7 сохранившихся моделей данного магнитофона: «ВМ-72» в музее телевидения АО НИИТ (см. раздел ниже), серийный «Малахит-ЦТ» в музее предприятия "VEF Radiotehnika RRR" г. Рига, опытный «Малахит-ЦТ» с/н 0007 упоминаемый в блоге dimon_w, два серийных «Малахита-ЦТ» в личной коллекции Александра Коковина (шасси №0020 и №0070), ВМ в коллекции Алексея VCD (№0023), ВМ в коллекции Михаила Овсянникова (№0024).
Характеристики
Модель | ВМ «Малахит» |
---|---|
Производитель | ВНИИТ (г. Ленинград) / ПО «Радиотехника» (г. Рига) |
Начало производства | 1967 / 1973 г. |
Тип | Стационарный |
Носитель | 1" видеолента |
Способ записи | Наклонно-строчный одной видеоголовкой |
Время записи | до 45 минут |
Скорость движения ленты | 19,04 см/сек |
Соотношение сигнал/шум | не менее 34 дБ |
Система цветности | ч/б (CCIR 625/50) / СЕКАМ |
Разрешающая способность | 2,2—2,5 МГц (≈200 ТВЛ) / 5 МГц (≈500 ТВЛ) |
Полоса частот звукового канала | 50—10000 Гц |
Потребляемая мощность | 200 Вт |
История создания
За время своего производства видеомагнитофон «Малахит» претерпел несколько стадий модернизации. Отдельные образцы первого черно-белого варианта изготавливались с 1967 года самим разработчиком — Всесоюзным научно-исследовательским институтом телевидения (г. Ленинград). С 1973 года производственным объединением «Радиотехника» (г. Рига) малой серией выпускалась модернизированная модель с минимальными отличиями во внешнем оформлении, однако уже записывавшая цветное изображение.
Хотя история создания «Малахита» достаточно хорошо задокументирована (в частности, в статьях главного конструктора видеомагнитофона — В. Б. Иванова), большое количество модификаций под общим названием создает дополнительную путаницу, которая усложняет систематизацию информации. На данный момент можно выделить следующие модификации, построенные на одинаковом шасси:
- «Малахит» (1967 г.) — черно-белый видеомагнитофон (первоначально полоса частот видеоканала 2,2 МГц, в дальнейшем увеличивалась до 2,5 МГц и 3,5 МГц);
- «ВМ-72» (1972 г.) — модернизированный силами ВНИИТ магнитофон с полосой частот видеоканала 5 МГц;
- «Малахит-ЦТ» (1973 г.) — совместная разработка с рижским ОКБ «Орбита», серийно выпускавшаяся ПО «Радиотехника».
Видеомагнитофоны «Малахит-80» (1980 г.) и его разновидность для военно-морского флота «Топаз-ВМ» построены на новом шасси, не связаны с предыдущими версиями «Малахита» и отличаются по магнитограмме. Этим моделям посвящена отдельная страница.
Масштабы производства «Малахитов» были небольшими. Косвенно это можно отследить по сохранившимся до наших дней экземплярам рижского производства (а их известно не более десяти): самый ранний из них имеет серийный номер 0007 (выпущен 10.1973 г.), самый поздний — 0070 (выпущен в конце 1976 г.).
Устройство лентопротяжного механизма
ВМ состоит из двух секций: блока лентопротяжного механизма и шасси с платами управления. Шасси соединёно двумя вилками РП14-16Л с ЛПМ и может быть легко извлечено для обслуживания видеомагнитофона.
За основу «Малахита» был взят механизм голландского видеомагнитофона Philips EL-3400 1964 г.в. Это отчётливо видно по ранней модели, имеющей практически идентичную конструкцию, включая блок вращающихся головок с тремя стойками верхнего цилиндра, через которые продевалась при заправке лента (в поздних моделях этот узел был переработан). Также, «Малахит» объединяет с прообразом и наличие закрытого тракта, реализованное путём прижима видеоленты к ведущему двигателю на входе и выходе с блока вращающихся видеоголовок двумя резиновыми роликами. Такой метод позволяет создать постоянное натяжение ленты, избегая образования петель. Унаследовал «Малахит» и систему синхронизации, свойственную ЛПМ Philips, и реализованную при помощи притормаживания БВГ электромагнитной муфтой (при этом, ведущий вал работает с неизменной скоростью, задаваемой асинхронным двигателем). Однако, в остальном эти ВМ значительно отличаются — «Малахит» исходно был собран на транзисторной схемотехнике, в то время как в EL-3400 используются ламповые каскады.
К недостаткам лентопротяжного тракта можно отнести использование полиуретановых ремней, используемых на привод ведущего вала и БВГ. Особенно сильно на стабильности работы сказывается постоянный износ и нагрев, получаемый на ремне скоростного двигателя, поскольку система электромагнитного тормоза вращающегося барабана создаёт избыточное трение на шкиве.
Предназначение
«Малахит» использовался в ведомственных НИИ для исследовательских работ (вплоть до замены его на ЛОМО ВМ-403 в начале 80-ых), учебных телестудиях, а также ВМФ СССР в составе корабельной системы телевещания «Экран-32». Сохранилась структурная схема и ряд других плакатов с его упоминанием.
Также, нам удалось найти небольшой фрагмент кинохроники из фильма «Подводная лодка» с иллюстрацией оснащения кают-компании подводного судна. На кадрах изображён ранний «Малахит» ленинградского производства.
ВМ-72 в музее телевидения НИИТ
В 2018-м году наша команда посетила музей НИИ Телевидения, где нам удалось впервые за долгое время включить имеющийся в экспозиции «ВМ-72» (это самый ранний из сохранившихся до наших дней «Малахитов»). Видеомагнитофон уже несколько лет находится в неисправном состоянии, но когда-то входил в интерактивную систему музея: фильм об истории развития телевидения в СССР демонстрировался на телевизоре «Электрон», при этом в ходе рассказа на карте автоматически загорались светодиоды, отображающие новые построенные телецентры. Также в экспозиции музея присутствуют «Малахит-80» и «Топаз-ВМ».
Галерея
Восстановление утраченного мультфильма
В августе 2018 г. был найден, и затем успешно оцифрован считавшийся безвозвратно утраченным советский мультфильм 1956 года режиссёра М. Цехановского, «Девочка в джунглях», запись которого была случайно обнаружена на катушке к купленному видеомагнитофону «Малахит». Дату записи с телеэфира удалось выяснить по анонсу ведущей — 15 октября 1974 г. Благодаря совместной работе энтузиастов, мультфильм был успешно восстановлен и реставрирован. Вместе с ним удалось восстановить и полную версию заставки мультипликационной программы «Союзмультфильма» в ранней озвучке Клары Румяновой и Анатолия Папанова, также считавшейся прежде утерянной.
Статьи
- Малогабаритный видеомагнитофон «Малахит» В. Б. Иванов — «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1969. — № 4. — С. 13—18.
- Реклама видеомагнитофона «Малахит» «Вестник связи» : журнал. — 1971 — № 1.
- Первый отечественный одноголовочный видеомагнитофон «Малахит» В. Б. Иванов — «Вопросы радиоэлектроники. Серия Техника телевидения» : журнал. — 2010 — № 1 — С. 74—81.
- Упоминание в журнале «Радио» 1968 — № 2.
- Статья в журнале «Памятники науки и техники в музеях России, Выпуск 5»
- Упоминание в книге «Становление и развитие Рижского радиозавода» (с сайта www.radiopagajiba.lv)
Также видеомагнитофон косвенно упоминается в следующих статьях:
- О построении простых видеомагнитофонов и их характеристиках В. Б. Иванов — «Вопросы радиоэлектроники. Серия Техника телевидения» : журнал. — 1967 — № 1.
- Использование преобразований спектра телевизионных сигналов для повышения четкости изображений при магнитной записи на простых видеомагнитофонах В. Б. Иванов, Д. Г. Кац — «Вопросы радиоэлектроники. Серия Техника телевидения» : журнал. — 1970 — № 5.
- Об оценке эффективности устройств магнитной записи аналоговых телевизионных сигналов В. Б. Иванов — «Техника средств связи. Серия Техника телевидения» : журнал. — 1973 — № 1.
- Некоторые средства консервации телевизионных изображений и сигналов и перспективы их развития В. Б. Иванов — «Техника средств связи. Серия Техника телевидения» : журнал. — 1976 — № 4.