Супериконоскоп ЛИ-7

Материал из Видачество — история видеотехники
 
Строка 60: Строка 60:
{{:Файл с описанием:Вклад Ленинградского ВНИИТ в создание передающих телевизионных трубок и становление электронного телевидения}}
{{:Файл с описанием:Вклад Ленинградского ВНИИТ в создание передающих телевизионных трубок и становление электронного телевидения}}
{{:Файл с описанием:Отечественные ученые и специалисты – изобретатели и конструкторы телевизионных передающих трубок}}
{{:Файл с описанием:Отечественные ученые и специалисты – изобретатели и конструкторы телевизионных передающих трубок}}
}}
===== Внешние источники =====
===== Внешние источники =====
* Супериконоскоп / Н. Д. Галинский // Струнино — Тихорецк. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 25).
* Супериконоскоп / Н. Д. Галинский // Струнино — Тихорецк. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 25).

Текущая версия от 01:17, 8 декабря 2024

Супериконоскоп

ЛИ-7

Супериконоскоп ЛИ-7.jpg
РазработчикНИИ телевидения
Главный конструкторМ. А. Чистов
Год разработки1951 г.
ПроизводительОКБ рентгеновских приборов (Светлана)
Начало производства1956 г.

Супериконскоп «ЛИ-7» — передающая телевизионная трубка с накоплением заряда и переносом изображения на мишень типа «супериконскоп». Первая освоенная серийным производством в Советском Союзе трубка такого типа для применения в типовых телевизионных центрах. Устанавливалась в телевизионную камеру КТ-5. Главный конструктор — М. А. Чистов.

История разработки и применения

До разработки супериконоскопа ЛИ-7 студийные телевизионные камеры Советского Союза в качестве передающей трубки использовали различные опытные образцы трубок типа «иконоскоп» и серийные образцы иконоскопов ЛИ-1. Иконоскопы отличаются от более совершенных супериконоскопов куда более меньшей светочувствительностью, что создавало проблемы при проектировании телецентров — для работы камер на трубках такого типа требуется освещённость объекта в студии не менее 5000 - 8000 люкс. Для обеспечения работы телекинопроекторов с такими камерами использовалась электрическая дуга — это был единственный эффективный малогабартиный источник света, дававший настолько высокий уровень освещённости.

Для решения данной проблемы в 1949 году в лаборатории передающих трубок НИИ-380 (НИИ телевидения) под руководством М. А. Чистова была начата разработка студийного супериконскопа. Данный тип трубок не был новым для инженеров НИИ-380 — разработки супериконоскопов велись в СССР с 1933 (трубка Шмакова-Тимофеева, позднее идея создания супериконскопов развивалась в довоенных предшественниках НИИ телевидения - НИИ-8 и НИИ-9). Кроме того, в это же время в лаборатории велись две параллельных работы:

  • Разработка передающей трубки, чувствительной к ИК-лучам с разрешающей способностью 1000 строк, в результате которой был создан супериконоскоп с серебряно-цезиевым фотокатодом и мишенью 10х12 см, отвечающего поставленным требованиям (главный конструктор Н. М. Дубинина).
  • Работа по созданию малогабаритного супериконоскопа для применения в промышленных телевизионных установках, результатом которой стал супериконоскоп ЛИ-3. Данный супериконоскоп также применялся в опытной камере для Ленинградского телецентра, изготовленной в 1951 году.

Результатами же работ коллектива инженеров под руководством М. А. Чистова и стало создание к 1951 году супериконоскопа ЛИ-7, светочувствительность которого была в 6-10 раз выше, чем светочувствительность иконоскопов ЛИ-1. Разработка была признана успешной, и новейший супериконоскоп был внедрён в опытное производство непосредственно в самой лаборатории передающих трубок. Это позволило существенно упростить светотехническое оборудование телецентров. Позднее, после середины 50-х гг., производство ЛИ-7 было перенесено на Ленинградское ОКБ рентгеновских приборов, которое являлось частью производственного объединения «Светлана».

На основе супериконоскопа ЛИ-7 был создан опытный комплект камер для Киевского телецентра (1951 г.), а также разработана серийная студийная телевизионная камера КТ-5 (1951 г.), которая применялась в составе типовых телевизионных центров проектов ТЦ-5 и ТЦ-8. ЛИ-7 выпускался серийно по меньшей мере до 1965 года.

Устройство и технические характеристики

Схема супериконоскопа

В предшественниках супериконоскопа, трубках типа «иконоскоп» накопление заряда производится бомбардированием фотоэлектронами напрямую из электронной пушки светочувствительной мозаики (мишени). В супериконоскопе же мозаика заменена на систему разделённых в пространстве сплошного фотокатода и сплошной мишени. В таком случае, накопление заряда и образование потенциального рельефа на мишени происходит за счёт вторичной электронной эмиссии с неё при бомбардировке фотоэлектронами в процессе переноса электронного изображения. Такая конструкция по сравнению с иконоскопами обеспечивает куда более высокую (в 6-10 раз) светочувствительность.

Длина32 см
Максимальный диаметр14 см
Тип фотокатодаСурьмяно-цезиевый
Тип мишениСлюдяная
Размер изображения на мишени18 мм x 24 мм
Разрешающая способность в центре625 ТВЛ
Минимальная освещённость на фотокатоде10 люкс
Требуемый уровень освещённости снимаемого объекта400-1000 люкс

Галерея

ЛИ-7. НИИТ.jpg
Из отчёта о разработке телевизионных трубок
ЛИ-7. НИИТ 2.jpg
Чертёж цоколёвки. Из отчёта о разработке телевизионных трубок
ЛИ-3 ЛИ-7.jpg
Супериконоскопы ЛИ-3 (малогабаритный, слева) и ЛИ-7 (справа)

Фото

ЛИ-7. lampes-et-tubes 1.jpg
С сайта lampes-et-tubes.info
ЛИ-7. lampes-et-tubes 2.jpg
С сайта lampes-et-tubes.info
ЛИ-7. lampes-et-tubes 3.jpg
С сайта lampes-et-tubes.info
ЛИ-7. lampes-et-tubes 4.jpg
С сайта lampes-et-tubes.info
ЛИ-7. lampes-et-tubes 5.jpg
С сайта lampes-et-tubes.info
ЛИ-7. Опытный. ЦМС.jpg
Опытный образец ЛИ-7 из коллекции Центрального музея связи

Файлы и источники

Внешние источники
  • Супериконоскоп / Н. Д. Галинский // Струнино — Тихорецк. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 25).

Благодарности

Команда проекта «Видачество» выражает благодарность за возможность подготовить данную статью: