Формат Ц

Материал из Видачество — история видеотехники
Нет описания правки
Строка 5: Строка 5:
|заголовок = Формат Ц
|заголовок = Формат Ц
|изображение = BVH-2180-preview.png
|изображение = BVH-2180-preview.png
|содержимое = <div class="table-responsive mt-2 fs-7"><table class="table table-sm table-striped m-0"><tr><th>Носитель</th><td>1" магнитная лента на катушках</td></tr><tr><th>Способ записи</th><td>Наклонно-строчный</td></tr><tr><th>Системы цветности</th><td>NTSC, PAL, SECAM</td></tr><tr><th>Разработчики</th><td>[https://ru.wikipedia.org/wiki/Ampex Ampex], [https://ru.wikipedia.org/wiki/Sony Sony]</td></tr></table></div>
|содержимое = <div class="table-responsive mt-2 fs-7"><table class="table table-sm table-striped m-0"><tr><th>Носитель</th><td>1" магнитная лента на катушках</td></tr><tr><th>Способ записи</th><td>Наклонно-строчный</td></tr><tr><th>Системы цветности</th><td>NTSC, PAL, PAL-M, SECAM</td></tr><tr><th>Разработчики</th><td>[https://ru.wikipedia.org/wiki/Ampex Ampex], [https://ru.wikipedia.org/wiki/Sony Sony]</td></tr></table></div>
}}
}}


'''Формат Ц''' (SMPTE Type C, 1-inch Type C) — профессиональный формат аналоговой наклонно-строчной видеозаписи, использующий в качестве носителя катушки с магнитной лентой шириной в один дюйм (1"). Базовый стандарт разработан совместно компаниями [https://ru.wikipedia.org/wiki/Ampex Ampex] и [https://ru.wikipedia.org/wiki/Sony Sony] в 1975-1978, и в 1978 году Общество инженеров кино и телевидения (''ОИКиТ, SMPTE'') приняло и стандартизировала формат видеозаписи '''SMPTE Type C'''. В этом же году был выпущен первый серийный видеомагнитофон, соответствующий стандарту - '''Ampex VPR-2'''. Формат Ц был разработан для замены устаревшего формата [[Квадраплекс|Квадраплекс (Quadruplex)]], который был намного дороже и сложнее в обслуживании, а также, несмотря на более широкую двухдюймовую (2") видеоленту, давал худшее качество видео. Формат Ц стал единым индустриальным стандартом, практически полностью заменив собой Квадраплекс, провалившийся на рынке [[формат A]], разработанный компанией Ampex несколькими годами ранее, а так же [[формат B]], разработанный компанией [https://en.wikipedia.org/wiki/Fernseh Bosch Fernseh], использовавшийся преимущественно в Европе. Видеомагнитофоны формата Ц оставались лидирующими на рынке вещательного видео-оборудования до 90-х годов двадцатого века, когда начал массово распространяться кассетный формат, разработанный компанией Sony, [[Betacam SP]].
'''Формат «Ц»''' (SMPTE Type C, EBU/C, 1-inch Type C) — профессиональный формат аналоговой наклонно-строчной видеозаписи, использующий в качестве носителя катушки с магнитной хром-диоксидной лентой шириной один дюйм (1", 25,4 мм). Базовый стандарт разработан совместно компаниями [https://ru.wikipedia.org/wiki/Ampex Ampex] и [https://ru.wikipedia.org/wiki/Sony Sony] в 1975—1978 гг., и в 1978 году Общество инженеров кино и телевидения (''ОИКиТ, SMPTE'') приняло и стандартизировала формат видеозаписи как '''SMPTE Type C'''. В том же году был выпущен первый серийный видеомагнитофон, соответствующий стандарту — '''Ampex VPR-2''', однако технически первым является '''Ampex VPR-1''' 1976 г.в., который тогда же начали конвертировать из «А» в «Ц». Формат был разработан на замену устаревшего [[Квадраплекс|Квадраплекс (Quadruplex)]], что был намного дороже и сложнее в использовании, а также, несмотря на вдвое большую ширину ленты (2", 50,8 мм) и значительно больший её перерасход (39,68 см/cек против 23,9 см/сек), давал худшее качество изображения. Формат «Ц» стал единым индустриальным стандартом, практически полностью заменив собой «Q»; провалившийся на рынке [[Формат A|формат «A»]], разработанный компанией Ampex несколькими годами ранее; а так же [[Формат B|формат «B»]], созданной силами [https://en.wikipedia.org/wiki/Fernseh Bosch Fernseh], и использовавшийся преимущественно в Европе. Видеомагнитофоны формата «Ц» оставались лидирующими на рынке вещательного видеооборудования до 90-х годов двадцатого века, когда рынок наводнили кассетные форматы, использующие  компонентный или цифровой метод записи, такие как [[Betacam SP]], [[S-VHS]], [[Digital Betacam]] и другие.


== Технические характеристики ==
== Технические характеристики ==
''Подробнее смотрите статьи: [[:Файл:SMPTE Type C Helical-Scan Recording Format.pdf|SMPTE Type C Helical-Scan Recording Format]], [[:Файл:ГОСТ 27505-87. Видеофонограмма на магнитной ленте 25,4 мм.pdf|ГОСТ 27505-87. Видеофонограмма на магнитной ленте 25,4 мм]].''
''Подробнее смотрите статьи: [[:Файл:SMPTE Type C Helical-Scan Recording Format.pdf|SMPTE Type C Helical-Scan Recording Format]], [[:Файл:ГОСТ 27505-87. Видеофонограмма на магнитной ленте 25,4 мм.pdf|ГОСТ 27505-87. Видеофонограмма на магнитной ленте 25,4 мм]].''


В сравнении с форматом Квадраплекс, видеокомплексы формата Ц имели гораздо меньшие габариты и вес, они имели куда более простые системы управления, а компонентная база даже в сравнении с самыми последними моделями видеомагнитофонов формата Квадраплекс (Ampex AVR-2, AVR-3) была намного надёжнее и проще в обслуживании. Помимо этого, за счёт использования метода наклонно-строчной записи и более совершенных корректоров временных искажений, формат Ц давал возможность записывать более качественное изображение.
В сравнении с форматом «Квадраплекс», видеокомплексы формата «Ц» имели гораздо меньшие габариты и вес, куда более простые системы управления, а компонентная база при этом даже в сравнении с самыми последними моделями видеомагнитофонов формата «Q» (Ampex AVR-2, AVR-3) была намного надёжнее и проще в обслуживании. Помимо этого, за счёт использования метода наклонно-строчной записи и более совершенных цифровых корректоров временных искажений, формат «Ц» позволял записывать качественное изображение эфирного стандарта, был чрезвычайно устойчив к выпадениям и искажениям сигнала.
[[Файл:Type C Tape Marking.jpg|left|thumb|Расположение дорожек на ленте|210px]]Наклонно-строчный вид записи также позволял манипулировать скоростью воспроизведения и получать чистые стоп-кадры во время паузы, в отличие от Квадраплекса, где это было невозможно из-за сегментированного линейного способа записи данных.
[[Файл:Type C Tape Marking.jpg|left|thumb|Расположение дорожек на ленте|210px]]Наклонно-строчный вид записи также позволял манипулировать скоростью воспроизведения и получать чистые кадры во время паузы и перемоток, в отличие от Квадраплекса, где это было невозможно из-за сегментированного способа записи изображения.


Ниже представлена сравнительная таблица одних из лучших видеомагнитофонов своих форматов для системы цветности NTSC — '''Ampex AVR-2''' (Квадраплекс) и '''Ampex VPR-6''' (Формат Ц):
Ниже представлена сравнительная таблица одних из лучших видеомагнитофонов своих форматов для системы цветности NTSC — '''Ampex AVR-2''' (Квадраплекс) и '''Ampex VPR-6''' (Формат «Ц»):
<table style="margin-top: 5px; width: 100%; border-spacing: 0; border-collapse: collapse; font-size: 14px;">
<table style="margin-top: 5px; width: 100%; border-spacing: 0; border-collapse: collapse; font-size: 14px;">
<tr>
<tr>
Строка 55: Строка 55:
</table>
</table>


Качество цветного композитного видеосигнала, которое могли записывать видеомагнитофоны формата Ц, было сравнимо по качеству (а зачастую оно было даже выше) с кассетными видеомагнитофонами форматов [[Betacam]] и [[MII]], которые записывали видео-сигнал уже в компонентном, а не композитном виде. Также, благодаря высокой полосе пропускания, формат Ц позволял записывать цветной видеосигнал без переноса цветовой поднесущей, например, как это было в кассетном формате [[U-matic]], что давало ощутимую разницу в качестве изображения.
Качество цветного композитного видеосигнала, которое могли записывать видеомагнитофоны формата «Ц», было сравнимо по качеству (а иногда и превосходило) кассетные видеомагнитофоны форматов [[Betacam]] и [[MII]], записывавшие видеосигнал уже в компонентном (цветоразложение Y-Pb-Pr c применяемой CTDM компрессией), а не композитном виде. Также, благодаря высокой полосе пропускания, формат «Ц» позволял записывать цветной видеосигнал без переноса цветовой поднесущей, например, как это было осуществлено в кассетных форматах [[VHS]] и [[U-matic]], что давало значительную разницу в качестве изображения — 350 и более телевизионных линий по цвету против 40 ТВЛ у бытовых и полупрофессиональных кассетных форматов.


В лентопротяжном механизме видеомагнитофонов формата Ц используется так называемая "омега-заправка": видеолента практически целиком оборачивается вокруг блока вращающихся головок. Благодаря тому, что в формате Ц используется одна активная видео-головка, видеомагнитофон записывает один кадр изображения на один полный оборот барабана. Именно это позволяло использовать формат для станций компьютерной графики, а также получать чистый стоп-кадр без дополнительных буферных устройств для сохранения полных кадров изображения. Однако использование всего одной видеоголовки и высокая скорость протяжки ленты означали, что видеодорожка на ленте получалась крайне длинной - около 412 мм. Из-за этого с видеомагнитофоном практически обязательно было необходимо использовать корректор временных искажений.
В лентопротяжном механизме видеомагнитофонов используется так называемая «омега»-заправка: видеолента практически целиком оборачивается вокруг блока вращающихся головок. Благодаря тому, что в формате «Ц» для записи видимой части кадра используется одна активная видеоголовка (и опционально ещё одна для записи межкадрового интервала), видеомагнитофон записывает одно поле изображения за полный оборот барабана. Именно это позволяло использовать формат для станций компьютерной графики, создания покадровой анимации, а также получать чистый стоп-кадр (путём двойного считывания поля, либо полного кадра при помощи использования пьезокерамической головки) без дополнительных буферных устройств с большим объёмом памяти для хранения в ней полного изображения (как это было реализовано в формате «B»). Однако, использование всего одной видеоголовки и высокая скорость протяжки ленты означали, что видеодорожка на ленте получалась крайне длинной около 412 мм. Такая особенность требовала использования цифрового TBC — корректора временных искажений с большим окном коррекции сигнала (десятки микросекунд) для получения пригодного для вывода в эфир цветного изображения.
== Модели ==
== Модели ==
<h3 class="mt-0 pt-0">Ampex</h3>
<h3 class="mt-0 pt-0">Ampex</h3>

Версия от 02:01, 22 ноября 2022

Формат Ц

BVH-2180-preview.png
Носитель1" магнитная лента на катушках
Способ записиНаклонно-строчный
Системы цветностиNTSC, PAL, PAL-M, SECAM
РазработчикиAmpex, Sony

Формат «Ц» (SMPTE Type C, EBU/C, 1-inch Type C) — профессиональный формат аналоговой наклонно-строчной видеозаписи, использующий в качестве носителя катушки с магнитной хром-диоксидной лентой шириной один дюйм (1", 25,4 мм). Базовый стандарт разработан совместно компаниями Ampex и Sony в 1975—1978 гг., и в 1978 году Общество инженеров кино и телевидения (ОИКиТ, SMPTE) приняло и стандартизировала формат видеозаписи как SMPTE Type C. В том же году был выпущен первый серийный видеомагнитофон, соответствующий стандарту — Ampex VPR-2, однако технически первым является Ampex VPR-1 1976 г.в., который тогда же начали конвертировать из «А» в «Ц». Формат был разработан на замену устаревшего Квадраплекс (Quadruplex), что был намного дороже и сложнее в использовании, а также, несмотря на вдвое большую ширину ленты (2", 50,8 мм) и значительно больший её перерасход (39,68 см/cек против 23,9 см/сек), давал худшее качество изображения. Формат «Ц» стал единым индустриальным стандартом, практически полностью заменив собой «Q»; провалившийся на рынке формат «A», разработанный компанией Ampex несколькими годами ранее; а так же формат «B», созданной силами Bosch Fernseh, и использовавшийся преимущественно в Европе. Видеомагнитофоны формата «Ц» оставались лидирующими на рынке вещательного видеооборудования до 90-х годов двадцатого века, когда рынок наводнили кассетные форматы, использующие компонентный или цифровой метод записи, такие как Betacam SP, S-VHS, Digital Betacam и другие.

Технические характеристики

Подробнее смотрите статьи: SMPTE Type C Helical-Scan Recording Format, ГОСТ 27505-87. Видеофонограмма на магнитной ленте 25,4 мм.

В сравнении с форматом «Квадраплекс», видеокомплексы формата «Ц» имели гораздо меньшие габариты и вес, куда более простые системы управления, а компонентная база при этом даже в сравнении с самыми последними моделями видеомагнитофонов формата «Q» (Ampex AVR-2, AVR-3) была намного надёжнее и проще в обслуживании. Помимо этого, за счёт использования метода наклонно-строчной записи и более совершенных цифровых корректоров временных искажений, формат «Ц» позволял записывать качественное изображение эфирного стандарта, был чрезвычайно устойчив к выпадениям и искажениям сигнала.

Расположение дорожек на ленте

Наклонно-строчный вид записи также позволял манипулировать скоростью воспроизведения и получать чистые кадры во время паузы и перемоток, в отличие от Квадраплекса, где это было невозможно из-за сегментированного способа записи изображения.

Ниже представлена сравнительная таблица одних из лучших видеомагнитофонов своих форматов для системы цветности NTSC — Ampex AVR-2 (Квадраплекс) и Ampex VPR-6 (Формат «Ц»):

Ampex AVR-2 Ampex VPR-6
Формат Квадраплекс Формат Ц
Метод записи Сегментированный линейный Наклонно-строчный
Полоса пропускания до 4.85 мГц до 5 мГц
Габаритные размеры минимального комплекта 1092 мм x 940 мм x 813 мм 533 мм x 482 мм x 533 мм
Вес минимального комплекта 216 кг 65 кг
Габаритные размеры полного комплекта 1657 мм x 940 мм x 813 мм 1433 мм x 838 мм x 673 мм
Вес полного комплекта 290 кг 247 кг

Качество цветного композитного видеосигнала, которое могли записывать видеомагнитофоны формата «Ц», было сравнимо по качеству (а иногда и превосходило) кассетные видеомагнитофоны форматов Betacam и MII, записывавшие видеосигнал уже в компонентном (цветоразложение Y-Pb-Pr c применяемой CTDM компрессией), а не композитном виде. Также, благодаря высокой полосе пропускания, формат «Ц» позволял записывать цветной видеосигнал без переноса цветовой поднесущей, например, как это было осуществлено в кассетных форматах VHS и U-matic, что давало значительную разницу в качестве изображения — 350 и более телевизионных линий по цвету против 40 ТВЛ у бытовых и полупрофессиональных кассетных форматов.

В лентопротяжном механизме видеомагнитофонов используется так называемая «омега»-заправка: видеолента практически целиком оборачивается вокруг блока вращающихся головок. Благодаря тому, что в формате «Ц» для записи видимой части кадра используется одна активная видеоголовка (и опционально ещё одна для записи межкадрового интервала), видеомагнитофон записывает одно поле изображения за полный оборот барабана. Именно это позволяло использовать формат для станций компьютерной графики, создания покадровой анимации, а также получать чистый стоп-кадр (путём двойного считывания поля, либо полного кадра при помощи использования пьезокерамической головки) без дополнительных буферных устройств с большим объёмом памяти для хранения в ней полного изображения (как это было реализовано в формате «B»). Однако, использование всего одной видеоголовки и высокая скорость протяжки ленты означали, что видеодорожка на ленте получалась крайне длинной — около 412 мм. Такая особенность требовала использования цифрового TBC — корректора временных искажений с большим окном коррекции сигнала (десятки микросекунд) для получения пригодного для вывода в эфир цветного изображения.

Модели

Ampex

Sony

RCA

Hitachi

Marconi

NEC / 3M

Советский Союз

Литература