Формат Ц
HORIZON (обсуждение | вклад) (→Модели) |
HORIZON (обсуждение | вклад) |
||
Строка 125: | Строка 125: | ||
== Литература == | == Литература == | ||
{{Список файлов| | {{Список файлов| | ||
{{Список файлов | {{Список файлов/Элемент | ||
{{Список файлов | | тип = pdf | ||
{{Список файлов | | файл = The Development of National Standardization of the One-Inch Helical Video Tape Recording Systems.pdf | ||
{{Список файлов | | заголовок = The Development of National Standardization of the One-Inch Helical Video Tape Recording Systems | ||
{{Список файлов | | описание = A. E. Alden, SMPTE Journal, 1977 | ||
{{Список файлов | }} | ||
{{Список файлов | {{Список файлов/Элемент | ||
{{Список файлов | | тип = pdf | ||
{{Список файлов | | файл = SMPTE Type C Helical-Scan Recording Format.pdf | ||
{{Список файлов | | заголовок = SMPTE Type C Helical-Scan Recording Format | ||
| описание = SMPTE Journal, 1978 | |||
}} | |||
{{Список файлов/Элемент | |||
| тип = pdf | |||
| файл = A New Edit Room Using One-Inch Continuous-Field Helical VTRs.pdf | |||
| заголовок = A New Edit Room Using One-Inch Continuous-Field Helical VTRs | |||
| описание = William C. Nicholls, SMPTE Journal, 1978 | |||
}} | |||
{{Список файлов/Элемент | |||
| тип = pdf | |||
| файл = Videotape Program Production at CBS Studio Center.pdf | |||
| заголовок = Videotape Program Production at CBS Studio Center | |||
| описание = William G. Connoly, SMPTE Journal, 1978 | |||
}} | |||
{{Список файлов/Элемент | |||
| тип = pdf | |||
| файл = Development and Design of the Ampex Auto Scan Tracking (AST) System.pdf | |||
| заголовок = Development and Design of the Ampex Auto Scan Tracking (AST) System | |||
| описание = R. A. Hathaway, Ray Ravizza, SMPTE Journal, 1980 | |||
}} | |||
{{Список файлов/Элемент | |||
| тип = pdf | |||
| файл = The Type-C Format — A Moving Target.pdf | |||
| заголовок = The Type-C Format — A Moving Target | |||
| описание = William F. Carpenter, SMPTE Journal, 1983 | |||
}} | |||
{{Список файлов/Элемент | |||
| тип = pdf | |||
| файл = A Second Generation Type-C One-Inch VTR.pdf | |||
| заголовок = A Second Generation Type-C One-Inch VTR | |||
| описание = Hiroshi Tanimura, Yoshio Fujiwara, Thomas E. Mehrens, SMPTE Journal, 1983 | |||
}} | |||
{{Список файлов/Элемент | |||
| тип = pdf | |||
| файл = Delta T- A New Dimension in Type-C Recording.pdf | |||
| заголовок = Delta T: A New Dimension in Type-C Recording | |||
| описание = Yoshio Fujiwara, Hitoshi Sakamoto, Steven Sarafian, SMPTE Journal, 1984 | |||
}} | |||
{{Список файлов/Элемент | |||
| тип = pdf | |||
| файл = Super Motion System.pdf | |||
| заголовок = Super Motion System | |||
| описание = L. J. Thorpe, T. Nakamura, K. Ninomiya, SMPTE Journal, 1985 | |||
}} | |||
{{Список файлов/Элемент | |||
| тип = pdf | |||
| файл = ГОСТ 27505-87. Видеофонограмма на магнитной ленте 25,4 мм.pdf | |||
| заголовок = ГОСТ 27505-87. Видеофонограмма на магнитной ленте 25,4 мм | |||
| описание = 1987 | |||
}} | |||
}} | }} |
Версия от 18:35, 21 октября 2022
Формат Ц
Формат Ц (SMPTE Type C, 1-inch Type C) — профессиональный формат аналоговой наклонно-строчной видеозаписи, использующий в качестве носителя катушки с магнитной лентой шириной в один дюйм (1"). Базовый стандарт разработан совместно компаниями Ampex и Sony в 1975-1978, и в 1978 году Общество инженеров кино и телевидения (ОИКиТ, SMPTE) приняло и стандартизировала формат видеозаписи SMPTE Type C. В этом же году был выпущен первый серийный видеомагнитофон, соответствующий стандарту - Ampex VPR-2. Формат Ц был разработан для замены устаревшего формата Квадраплекс (Quadruplex), который был намного дороже и сложнее в обслуживании, а также, несмотря на более широкую двухдюймовую (2") видеоленту, давал худшее качество видео. Формат Ц стал единым индустриальным стандартом, практически полностью заменив собой Квадраплекс, провалившийся на рынке формат A, разработанный компанией Ampex несколькими годами ранее, а так же формат B, разработанный компанией Bosch Fernseh, использовавшийся преимущественно в Европе. Видеомагнитофоны формата Ц оставались лидирующими на рынке вещательного видео-оборудования до 90-х годов двадцатого века, когда начал массово распространяться кассетный формат, разработанный компанией Sony, — Betacam SP.
Технические характеристики
Подробнее смотрите статьи: SMPTE Type C Helical-Scan Recording Format, ГОСТ 27505-87. Видеофонограмма на магнитной ленте 25,4 мм.
В сравнении с форматом Квадраплекс, видеокомплексы формата Ц имели гораздо меньшие габариты и вес, они имели куда более простые системы управления, а компонентная база даже в сравнении с самыми последними моделями видеомагнитофонов формата Квадраплекс (Ampex AVR-2, AVR-3) была намного надёжнее и проще в обслуживании. Помимо этого, за счёт использования метода наклонно-строчной записи и более совершенных корректоров временных искажений, формат Ц давал возможность записывать более качественное изображение.
Наклонно-строчный вид записи также позволял манипулировать скоростью воспроизведения и получать чистые стоп-кадры во время паузы, в отличие от Квадраплекса, где это было невозможно из-за сегментированного линейного способа записи данных.
Ниже представлена сравнительная таблица одних из лучших видеомагнитофонов своих форматов для системы цветности NTSC — Ampex AVR-2 (Квадраплекс) и Ampex VPR-6 (Формат Ц):
Ampex AVR-2 | Ampex VPR-6 | |
---|---|---|
Формат | Квадраплекс | Формат Ц |
Метод записи | Сегментированный линейный | Наклонно-строчный |
Полоса пропускания | до 4.85 мГц | до 5 мГц |
Габаритные размеры минимального комплекта | 1092 мм x 940 мм x 813 мм | 533 мм x 482 мм x 533 мм |
Вес минимального комплекта | 216 кг | 65 кг |
Габаритные размеры полного комплекта | 1657 мм x 940 мм x 813 мм | 1433 мм x 838 мм x 673 мм |
Вес полного комплекта | 290 кг | 247 кг |
Качество цветного композитного видеосигнала, которое могли записывать видеомагнитофоны формата Ц, было сравнимо по качеству (а зачастую оно было даже выше) с кассетными видеомагнитофонами форматов Betacam и MII, которые записывали видео-сигнал уже в компонентном, а не композитном виде. Также, благодаря высокой полосе пропускания, формат Ц позволял записывать цветной видеосигнал без переноса цветовой поднесущей, например, как это было в кассетном формате U-matic, что давало ощутимую разницу в качестве изображения.
В лентопротяжном механизме видеомагнитофонов формата Ц используется так называемая "омега-заправка": видеолента практически целиком оборачивается вокруг блока вращающихся головок. Благодаря тому, что в формате Ц используется одна активная видео-головка, видеомагнитофон записывает один кадр изображения на один полный оборот барабана. Именно это позволяло использовать формат для станций компьютерной графики, а также получать чистый стоп-кадр без дополнительных буферных устройств для сохранения полных кадров изображения. Однако использование всего одной видеоголовки и высокая скорость протяжки ленты означали, что видеодорожка на ленте получалась крайне длинной - около 412 мм. Из-за этого с видеомагнитофоном практически обязательно было необходимо использовать корректор временных искажений.
Модели
Ampex
Sony
RCA
Hitachi
Marconi
NEC / 3M
Советский Союз
Литература
- The Development of National Standardization of the One-Inch Helical Video Tape Recording Systems A. E. Alden, SMPTE Journal, 1977
- SMPTE Type C Helical-Scan Recording Format SMPTE Journal, 1978
- A New Edit Room Using One-Inch Continuous-Field Helical VTRs William C. Nicholls, SMPTE Journal, 1978
- Videotape Program Production at CBS Studio Center William G. Connoly, SMPTE Journal, 1978
- Development and Design of the Ampex Auto Scan Tracking (AST) System R. A. Hathaway, Ray Ravizza, SMPTE Journal, 1980
- The Type-C Format — A Moving Target William F. Carpenter, SMPTE Journal, 1983
- A Second Generation Type-C One-Inch VTR Hiroshi Tanimura, Yoshio Fujiwara, Thomas E. Mehrens, SMPTE Journal, 1983
- Delta T: A New Dimension in Type-C Recording Yoshio Fujiwara, Hitoshi Sakamoto, Steven Sarafian, SMPTE Journal, 1984
- Super Motion System L. J. Thorpe, T. Nakamura, K. Ninomiya, SMPTE Journal, 1985
- ГОСТ 27505-87. Видеофонограмма на магнитной ленте 25,4 мм 1987