Комплект "Кристалл"

Материал из Видачество — история видеотехники
(Новая страница: «'''Комплект аппаратуры записи-воспроизведения видеоинформации «Кристалл»''' — главный конструктор к.т.н. Калюжный А.Д. Комплект аппаратуры предназначен для записи полного телевизионного (черно-белое изображение) и звукового сигналов по двум каналам в...»)
 
мНет описания правки
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 17: Строка 17:
* Масса аппаратуры «Кристалл-Б» 17 кг.
* Масса аппаратуры «Кристалл-Б» 17 кг.
* Объем аппаратуры «Кристалл-Б» 20 дм³.
* Объем аппаратуры «Кристалл-Б» 20 дм³.
* Электропитание «Кристалл Б» от сети постоянного тока 27 В.
* Электропитание «Кристалл-Б» от сети постоянного тока 27 В.
* Электропитание «Кристалл Н» от сети переменного тока 220 В, 50Гц.
* Электропитание «Кристалл-Н» от сети переменного тока 220 В, 50Гц.
* Наработка на отказ «Кристалл Б» и «Кристалл Н» соответственно, 550 и 1000 ч.
* Наработка на отказ «Кристалл-Б» и «Кристалл-Н» соответственно, 550 и 1000 ч.
* Температура окружающей среды, от -60 до +55 °С.
* Температура окружающей среды, от -60 до +55 °С.
* Вибрации в диапазоне частот от 5 до 2000 Гц с ускорением до 49,1 м/с2.
* Вибрации в диапазоне частот от 5 до 2000 Гц с ускорением до 49,1 м/с².
* Воздействие ударных нагрузок, до 78,5 м/с².
* Воздействие ударных нагрузок, до 78,5 м/с².
* Воздействие линейных нагрузок. до 98,1 м/с².
* Воздействие линейных нагрузок. до 98,1 м/с².
Строка 27: Строка 27:
Комплект аппаратуры «Кристалл» защищен от утечки по техническим каналам за счет ПЭМИН по ІІІ категории норм ГТК СССР. Бортовой видеомагнитофон «Кристалл-Б», предназначенный для записи видеоинформации, устанавливался на самолеты Су-24, Су-25 производства ММЗ им. П. И. Сухого и использовался совместно со специальными видеокамерами, установленными в кабине самолета и на борту его боевых ракет. Применялся в системе наведения ракеты (как с борта самолета, так и при использовании ракет с головками самонаведения), запускаемой с самолета, на цель на расстоянии до 50 км вплоть до момента ее попадания в эту цель, другими словами, представлял собой видеомагнитофон поля боя. При этом документировались также действия экипажа, что существенно облегчало анализ его боевой работы. Комплект «Кристалл» серийно выпускался и поставлялся Заказчику опытным производством НИИ ЭМП в конце 80-х начале — 90-х годов. По имеющейся информации боевое применение имел во время Первой Чеченской войны в РФ.
Комплект аппаратуры «Кристалл» защищен от утечки по техническим каналам за счет ПЭМИН по ІІІ категории норм ГТК СССР. Бортовой видеомагнитофон «Кристалл-Б», предназначенный для записи видеоинформации, устанавливался на самолеты Су-24, Су-25 производства ММЗ им. П. И. Сухого и использовался совместно со специальными видеокамерами, установленными в кабине самолета и на борту его боевых ракет. Применялся в системе наведения ракеты (как с борта самолета, так и при использовании ракет с головками самонаведения), запускаемой с самолета, на цель на расстоянии до 50 км вплоть до момента ее попадания в эту цель, другими словами, представлял собой видеомагнитофон поля боя. При этом документировались также действия экипажа, что существенно облегчало анализ его боевой работы. Комплект «Кристалл» серийно выпускался и поставлялся Заказчику опытным производством НИИ ЭМП в конце 80-х начале — 90-х годов. По имеющейся информации боевое применение имел во время Первой Чеченской войны в РФ.


Подводя итоги деятельности НИИ ЭМП вобласти создания и оснащения авиационной техники СССР аппаратурой магнитной записи и воспроизведения, можно отметить следующие характерные моменты. Появлению практически всех изделий, рассмотренных в этих статьях, предшествовали многочисленные НИР (в том числеи фундаментальные) и ОКР, которые дали толчок также и развитию определенной отечественной элементной базы, например все-климатического исполнения, которой на заре «черных ящиков» в стране несуществовало. Рассмотренные в этой статье изделия содержали отечественную элементную базу и по ней можно проследить уровеньразвития АМЗВ для применения в авиации от вакуумных изделий (радиолампы), до полупроводниковых изделий (транзисторы) и интегральных микросхем (ИМС) аналоговых и цифровых и далее ИМС повышенной степени интеграции.
Подводя итоги деятельности НИИ ЭМП в области создания и оснащения авиационной техники СССР аппаратурой магнитной записи и воспроизведения, можно отметить следующие характерные моменты. Появлению практически всех изделий, рассмотренных в этих статьях, предшествовали многочисленные НИР (в том числеи фундаментальные) и ОКР, которые дали толчок также и развитию определенной отечественной элементной базы, например все-климатического исполнения, которой на заре «черных ящиков» в стране не существовало. Рассмотренные в этой статье изделия содержали отечественную элементную базу и по ней можно проследить уровеньразвития АМЗВ для применения в авиации от вакуумных изделий (радиолампы), до полупроводниковых изделий (транзисторы) и интегральных микросхем (ИМС) аналоговых и цифровых, и далее ИМС повышенной степени интеграции.


Постоянные требования авиационных Заказчиков, направленные на повышение безопасности полетов не могли не найти и повышение требований к электромеханической аппаратуре – АМЗВ, прямо или косвенно способствовавшие ее достижению. Эти требования по увеличению надежности, быстродействия, объемов и видов записываемой информации, по уменьшению массы и габаритов способствовали применению новейшей элементной базы, а когда имеющейся стандартной не хватало, специалисты НИИ ЭМП разрабатывали и изготавливалиих сами (электродвигатели, ИМС частного применения для целого ряда современных на то время изделий – «Служебник-Ц» в том числе) и даже передавали в серийное производство на другие предприятия, например, специальные магнитные ленты для точной магнитной записи. Достаточно сказать, что в НИИ ЭМП успешно работал целый научно-исследовательский отдел по созданию специальных МЛ (нач. к.т.н. Буткевич В. В.), которой тогда хронически не хватало и она не обеспечивала требуемые параметры также, как и проволочный носитель. Созданные им образцы передавались для серийного производства в Шосткинское ПО «Свема», производство специальных магнитных лент на котором было организовано благодаря НИИ ЭМП, инициировавшему соответствующие постановления Советского правительства. Институт разрабатывал и поставлялял измерительные стенды для контроля параметров МЛ для указанного предприятия. В институте был создан и успешно работалотдел микроэлектроники (нач. Ратушняк Е. М., Золотухин К. С.), в котором защитились и трудились 4 кандидата наук, создавались специализированные ИМС по тонкопленочной и гибридным технологиям (для изделия «Служебник-Ц» и др.). Отметим, что отделом был разработан и испытан полный комплект ИМС для авиационного бортового цветного видеомагнитофона по ОКР «Кладка-Ц», который должен был прийти на смену описаному выше видеомагнитофону «Кристалл-Б» в 1991—1992 гг.
Постоянные требования авиационных Заказчиков, направленные на повышение безопасности полетов не могли не найти и повышение требований к электромеханической аппаратуре – АМЗВ, прямо или косвенно способствовавшие ее достижению. Эти требования по увеличению надежности, быстродействия, объемов и видов записываемой информации, по уменьшению массы и габаритов способствовали применению новейшей элементной базы, а когда имеющейся стандартной не хватало, специалисты НИИ ЭМП разрабатывали и изготавливалиих сами (электродвигатели, ИМС частного применения для целого ряда современных на то время изделий – «Служебник-Ц» в том числе) и даже передавали в серийное производство на другие предприятия, например, специальные магнитные ленты для точной магнитной записи. Достаточно сказать, что в НИИ ЭМП успешно работал целый научно-исследовательский отдел по созданию специальных МЛ (нач. к.т.н. Буткевич В. В.), которой тогда хронически не хватало и она не обеспечивала требуемые параметры также, как и проволочный носитель. Созданные им образцы передавались для серийного производства в Шосткинское ПО «Свема», производство специальных магнитных лент на котором было организовано благодаря НИИ ЭМП, инициировавшему соответствующие постановления Советского правительства. Институт разрабатывал и поставлялял измерительные стенды для контроля параметров МЛ для указанного предприятия. В институте был создан и успешно работалотдел микроэлектроники (нач. Ратушняк Е. М., Золотухин К. С.), в котором защитились и трудились 4 кандидата наук, создавались специализированные ИМС по тонкопленочной и гибридным технологиям (для изделия «Служебник-Ц» и др.). Отметим, что отделом был разработан и испытан полный комплект ИМС для авиационного бортового цветного видеомагнитофона по ОКР «Кладка-Ц», который должен был прийти на смену описаному выше видеомагнитофону «Кристалл-Б» в 1991—1992 гг.

Текущая версия от 19:48, 14 апреля 2024

Комплект аппаратуры записи-воспроизведения видеоинформации «Кристалл» — главный конструктор к.т.н. Калюжный А.Д. Комплект аппаратуры предназначен для записи полного телевизионного (черно-белое изображение) и звукового сигналов по двум каналам в жестких условиях внешних воздействий на борту самолетов, самоходных гусеничных установок, гоночных автомобилей («Кристалл-Б») и последующего воспроизведения записанной информации с целью обработки и анализа («Кристалл-Н»). Аппаратура может быть также использована для: документирования действий экипажа; оценки удобства пользования индикаторами и органами управления, и др. Наземный видеомагнитофон «Кристалл-Н», предназначенный для воспроизведения видеоинформации, устанавливался на наземных командных пунктах и включал в себя: стойку с аппаратурой электропитания и управления, блоком видео-воспроизведения записанной на бортовом видеомагнитофоне «Кристалл Б» видео- и звуковой информации; бортовой видеомагнитофон «Кристалл-Б» (демонтировался с самолета и доставлялся в наземный КП для анализа записанной информации); видеоконтрольное устройство (на базе доработанного черно-белого телевизора «Фотон-226»), а также блок активной защиты от утечки информации по каналам ПЭМИ (отдельный для бортового аппарата). Комплект аппаратуры «Кристалл» также обеспечивает:

  • запись и воспроизведение звукового сопровождения записываемой видеоинформации по одному из каналов служебной информации с применением микрофона;
  • перезапись видео- и служебной информации с одного аппарата на другой;
  • автоматический поиск выбранного ранее участка видеофонограммы с последующим его воспроизведением;
  • автоматический оперативный контроль работоспособности основных узлов аппаратуры;
  • индикацию текущего расхода магнитной ленты.

Для записи телевизионного сигнала использован наклонно-строчный способ записи информации на магнитную ленту шириной 12,7 мм.

Как уже упоминалось, в состав комплекта входит бортовой аппарат «Кристалл-Б», обеспечивающий непрерывную запись информации в течении 40 мин. и выполненный в виде отдельных блоков (аппарат записи, пульт контроля, блок питания); и наземный аппарат «Кристалл-Н», представляющий совокупность электронных и электромеханических устройств, обеспечивающих работу в одном из следующих режимов: «запись», «воспроизведение», «перемотка назад вперед», «метка», «пауза», «поиск». Выполнен в виде стойки.

Технические характеристики:

  • Полоса записываемых воспроизводимых частот видеосигнала, 3 МГц.
  • Отношение сигнал/помеха по видеоканалу, 40 дБ.
  • Время записи воспроизведения, 0,67 ч.
  • Потребляемая мощность «Кристалл-Б» и «Кристалл-Н» 60 Вт и 350 Вт.
  • Масса аппаратуры «Кристалл-Б» 17 кг.
  • Объем аппаратуры «Кристалл-Б» 20 дм³.
  • Электропитание «Кристалл-Б» от сети постоянного тока 27 В.
  • Электропитание «Кристалл-Н» от сети переменного тока 220 В, 50Гц.
  • Наработка на отказ «Кристалл-Б» и «Кристалл-Н» соответственно, 550 и 1000 ч.
  • Температура окружающей среды, от -60 до +55 °С.
  • Вибрации в диапазоне частот от 5 до 2000 Гц с ускорением до 49,1 м/с².
  • Воздействие ударных нагрузок, до 78,5 м/с².
  • Воздействие линейных нагрузок. до 98,1 м/с².

Комплект аппаратуры «Кристалл» защищен от утечки по техническим каналам за счет ПЭМИН по ІІІ категории норм ГТК СССР. Бортовой видеомагнитофон «Кристалл-Б», предназначенный для записи видеоинформации, устанавливался на самолеты Су-24, Су-25 производства ММЗ им. П. И. Сухого и использовался совместно со специальными видеокамерами, установленными в кабине самолета и на борту его боевых ракет. Применялся в системе наведения ракеты (как с борта самолета, так и при использовании ракет с головками самонаведения), запускаемой с самолета, на цель на расстоянии до 50 км вплоть до момента ее попадания в эту цель, другими словами, представлял собой видеомагнитофон поля боя. При этом документировались также действия экипажа, что существенно облегчало анализ его боевой работы. Комплект «Кристалл» серийно выпускался и поставлялся Заказчику опытным производством НИИ ЭМП в конце 80-х начале — 90-х годов. По имеющейся информации боевое применение имел во время Первой Чеченской войны в РФ.

Подводя итоги деятельности НИИ ЭМП в области создания и оснащения авиационной техники СССР аппаратурой магнитной записи и воспроизведения, можно отметить следующие характерные моменты. Появлению практически всех изделий, рассмотренных в этих статьях, предшествовали многочисленные НИР (в том числеи фундаментальные) и ОКР, которые дали толчок также и развитию определенной отечественной элементной базы, например все-климатического исполнения, которой на заре «черных ящиков» в стране не существовало. Рассмотренные в этой статье изделия содержали отечественную элементную базу и по ней можно проследить уровеньразвития АМЗВ для применения в авиации от вакуумных изделий (радиолампы), до полупроводниковых изделий (транзисторы) и интегральных микросхем (ИМС) аналоговых и цифровых, и далее ИМС повышенной степени интеграции.

Постоянные требования авиационных Заказчиков, направленные на повышение безопасности полетов не могли не найти и повышение требований к электромеханической аппаратуре – АМЗВ, прямо или косвенно способствовавшие ее достижению. Эти требования по увеличению надежности, быстродействия, объемов и видов записываемой информации, по уменьшению массы и габаритов способствовали применению новейшей элементной базы, а когда имеющейся стандартной не хватало, специалисты НИИ ЭМП разрабатывали и изготавливалиих сами (электродвигатели, ИМС частного применения для целого ряда современных на то время изделий – «Служебник-Ц» в том числе) и даже передавали в серийное производство на другие предприятия, например, специальные магнитные ленты для точной магнитной записи. Достаточно сказать, что в НИИ ЭМП успешно работал целый научно-исследовательский отдел по созданию специальных МЛ (нач. к.т.н. Буткевич В. В.), которой тогда хронически не хватало и она не обеспечивала требуемые параметры также, как и проволочный носитель. Созданные им образцы передавались для серийного производства в Шосткинское ПО «Свема», производство специальных магнитных лент на котором было организовано благодаря НИИ ЭМП, инициировавшему соответствующие постановления Советского правительства. Институт разрабатывал и поставлялял измерительные стенды для контроля параметров МЛ для указанного предприятия. В институте был создан и успешно работалотдел микроэлектроники (нач. Ратушняк Е. М., Золотухин К. С.), в котором защитились и трудились 4 кандидата наук, создавались специализированные ИМС по тонкопленочной и гибридным технологиям (для изделия «Служебник-Ц» и др.). Отметим, что отделом был разработан и испытан полный комплект ИМС для авиационного бортового цветного видеомагнитофона по ОКР «Кладка-Ц», который должен был прийти на смену описаному выше видеомагнитофону «Кристалл-Б» в 1991—1992 гг.

Разработанные ипроизводимые в институте ИМС позволилисущественно улучшить основные параметры АМЗВ – прежде всего функциональные, массогабаритные, надежностные. Когда имевшиеся в СССР в свое время электродвигатели, применяемые в ЛПМАМЗВ перестали удовлетворять требованиям к авиационной, космической, морской аппаратуре, был организован отдел электродвигателей (рук. Швец Е. В., Водяницкий Л. П., Баранников А. В.), который создал целый ряд оригинальных электродвигателей, один из которых бесколлекторный, который кроме «черного ящика» «Опал-Б» нашел также применение в медицинской технике, а в последние годы — в ракетной технике, производимой в стране. Сегодня наши электродвигатели применяются в таких востребованных ВС Украины изделиях, как «Стугна», «Комбат», «Ольха». В настоящее время предприятием проводятся работы по серийному производству и совершенствованию указанных электродвигателей, расширению сфер ихприменения и по импортозамещению аналогичной продукции производства РФ. Как упоминалось выше, важной составной частью безопасности авиации является также и информационная безопасность. Она заключается, в том числе, и в затруднении или исключении перехвата по техническим каналам вероятным противником секретной информации при ее обработке в авиационной аппаратуре и, в частности, магнитофонах.

К большинству созданных в НИИ ЭМП устройств магнитной записи воспроизведения Заказчиками выдвигались требования по защите информации от утечки по каналам ПЭМИН. Для решения задач по защите аппаратуры в НИИ ЭМП еще в 1973 г. было создано подразделение (нач. к.т.н. Железняк В. К., Провозин А. П.), которое занималось разработкой требований и рекомендаций к АМЗВ по предотвращению утечки информации, проверкой эффективности их внедрения и соответствия требованим по противодействию иностранным техническим разведкам аппаратуры в целом. В результате проделанных больших работ, проверки и испытания успешно прошли такие изделия как «черные ящики» МС-61, МН-61, «Марс-БМ», серия изделий «Квадрат»; речевые информаторы РИ-65, «Алмаз-9», «Алмаз-УБС», «Алмаз-УБТ»; такие изделия как комплекс «Кристалл» (см. выше), «Служебник-Ц» и другие. В настоящее время это подразделение, имеющее большой опыт работ по технической защите информации, успешно решает задачи обеспечения информационной безопасности Украины в составе АТ «НИИ ЭМП», которое является лицензиатом Госспецсвязи Украины в сфере криптографической и технической защиты информации с момента ее создания в 1993 г.