Разъемы видеомагнитофонов

Материал из Видачество — история видеотехники

На этой странице дана краткая информация о подключении катушечных и VCR видеомагнитофонов производства СССР к современным устройствам (телевизорам и картам видеозахвата). Нужно понимать, что во времена активной эксплуатации таких видеомагнитофонов еще не существовало рынка готовых записей, большинство моделей были несовместимы между собой по стандарту записи, и даже в рамках одной модели совместимость записей гарантировалась далеко не всегда. Поэтому основной расчет был был на подключение к телевизору — с него производилась запись программ, на нем же они и воспроизводились.

Однако большинство произведенных в СССР телевизоров не имели установленного с завода видеовхода. Высокочастотного модулятора в таких видеомагнитофонах нет, поэтому подключить его к телевизору через антенное гнездо тоже было невозможно. Поэтому в комплекте с каждым видеомагнитофоном шло так называемое устройство сопряжения — низкочастотный видеовход, согласующий уровни сигналов со схемой телевизора (на тот момент, как правило, лампового).

Usct-2 spectr 1.jpg
Usct-2 spectr 2.jpg
Usct-2 spectr 3.jpg

Устройство сопряжения УСЦТ-2 из комплекта видеомагнитофона «Спектр-203-Видео»

К счастью, все бытовые видеомагнитофоны имеют стандартные уровни сигналов на выходе (композитный видеосигнал амплитудой 1 В и звуковой сигнал 200 мВ), поэтому сейчас могут быть подключены к современным устройствам через «тюльпаны» уже без каких-либо дополнительных модулей и доработок.

«Стандартный» разъем

Данный вариант подключения используется в большинстве катушечных и кассетных VCR видеомагнитофонов производства СССР, поэтому его можно считать условным стандартом.

Соответствует видеомагнитофонам Электроника (501 и 502 (с 1977 года), 508, 508М, 590, 591, Л1-08), ЛОМО ВМ-403 (кроме первых образцов с серийным номером менее №72), Спектр (203, 205) и Сатурн-505.

Важно! Видеомагнитофоны ЛОМО ВК-1/2 и первые образцы ЛОМО ВМ-403 (с серийным номером менее №72) используют аналогичный разъем, однако расположение выводов отличается. Его распайка приведена в конце страницы.

В видеомагнитофоне установлено гнездо типа СГ-5, на кабеле — вилка СШ-5 (другие названия — DIN-5 или ОНЦ-ВГ-4-5/16). Линии видео и звука общие на запись и воспроизведение, коммутируются магнитофоном автоматически. Линии «+12 В» и «Управление» (+12 В в режиме «Воспроизведение» и 0 В во всех остальных) использовались устройством сопряжения (НЧ-видеовходом) внутри телевизора.

Sg5 501-300x300.jpg
Sg5 pinout-300x300.png
1Управление (0/+12 В)
2Видео
3Общий
4Звук
5+12 В

Разъем СГ-5 (вид на панель видеомагнитофона)

Для начальной проверки видеомагнитофона достаточно спаять кабель на два «тюльпана» (видео и звук). Для удобства ремонта и настройки рекомендуется изготовить простой коммутатор сигнальных линий, автоматически переключающий пары входных/выходных гнезд по команде от видеомагнитофона. Нормально замкнутые контакты реле — вход, нормально разомкнутые — выход.

Switch box 1.jpg
Switch box 2.jpg
Switch box.png

Мой коммутатор изготовлен в корпусе переходника от старой видеокарты. Внутри он может быть оформлен гораздо красивее вплоть до разведенной с нуля платы.

Электроника ВМС-1, ВМП-1, 501 и 502 до 1977 года

Воронежские видеомагнитофоны первых лет выпуска используют для подключения телевизора и камеры общий разъем типа РС10 (для подключения камеры необходимо отключить телевизор и наоборот). В магнитофоне установлена вилка со штыревыми контактами, розетка — на кабеле.

Rs10 vmp-300x300.jpg
Rs10 pinout-300x300.png
1Вход видео6Выход видео
2Экран7+12 В
3Экран8Пауза
4Общий9Управление (0/+12 В)
5Вход звука10Выход звука

Разъем РС10 (вид на панель видеомагнитофона)

В отличие от стандартной распайки, такой вариант разъема имеет отдельные линии входа и выхода сигналов, поэтому их дополнительная коммутация между режимами «Запись» и «Воспроизведение» не требуется. Тем не менее, если после записи оставить источник видео подключенным, он может создавать наводки на воспроизводимом с ленты изображении.

Важно! Для работы с телевизором переключатель «ТВ-КАМ» обязательно должен находиться в положении «ТВ». В положении «КАМ» линии выхода звука и видео переключаются на вывод сигналов строчной и кадровой синхронизации для видеокамеры.

Также нужно учитывать, что линия звука в таком разъеме рассчитана на сигнал низкого уровня (аналогичен уровню с микрофона). Поэтому при подключении на запись источника со стандартным линейным уровнем (например, звуковой карты) необходимо установить низкую громкость звука, в противном случае записанный сигнал будет перегружен.

ЛОМО ВК-1/2, ЛОМО ВМ-403 (с серийным номером менее №72)

Несмотря на применение стандартного разъема СГ-5, расположение выводов отличается.

Sg5 vk 2-300x300.jpg
Sg5 pinout-300x300.png
1Управление (0/+12 В)
2Общий
3+12 В
4Видео
5Звук

Разъем СГ-5 (вид на панель видеомагнитофона)

Назначение выводов и принципы их коммутации аналогичны «стандартному» варианту подключения.

Малахит

На задней стенке имеются отдельные разъемы для аудио и видеосигналов, в настоящее время удобнее производить подключение именно через них (разъемы «ВПУ» и «Выход звука» на воспроизведение и «Камера» и «Линия» на запись, при этом переключатель на передней панели должен находиться в положении «Камера»).

Malahit rear.jpg

Разъем «Телевизор» типа РП10-7 с коммутируемыми линиями актуален только при работе с оригинальным модулем сопряжения. В режимах воспроизведения и ускоренной перемотки на линии «Управление» присутствует -12 В, при работе с камерой (переключатель на передней панели в положении «Камера») -12 В присутствуют постоянно.

Rp10 pinout-300x99.png
А1-24ВБ1Звук
А2+12ВБ2Общий
А3Б3Видео
А4Управление (0/-12 В)

Разъем РП10-7 (вид на панель видеомагнитофона)